Принципы коллекционирования
"пивных пробок"

   
   

Первое и главное в чем должен определиться коллекционер "пивных пробок" - <кронен пробок> (далее "п.п.") - в том, информацию о какой вещи, созданной человеком, будет нести его коллекция. О напитке, который закупоривала пробка, это может быть пиво, лимонад, сок и даже молоко или о пробке особого типа, которую в России принято называть "п.п.", в английском для её обозначения есть слово "cap". Первая возможность, чаще всего, реализуется во внимании к такому напитку как пиво, в данном случае, мы имеем дело с разновидностью такого вида коллекционирования как "бирофилия". Коллекционирование же собственно пробок принято обозначать словом "кэпсофилия". Выбор каждый коллекционер сделает сам. Но разговор о пробках вообще не исключает разговора о пробках с пивных бутылок, поэтому мы будем говорить о пробках вообще.

В русском языке слово кэпс означает заводским способом изготовленные игральные фишки из картона круглой формы. Генеалогия этой игры не простая. Началось все еще в древности, когда и дети, и взрослые играли в бабки - особые коленные косточки мелкого рогатого скота, такая же кость крупного рогатого скота служила битой, иногда косточки красили в разные цвета. У тюркских скотоводческих народов эта игра была весьма популярной, только называлась иначе: ашики, ачики, альчики. Люди переселялись в города, переставали держать скот, но не переставали играть, только теперь играли не бабками, а пуговицами, которые иногда особым образом плющили, превращая их в ушки. Потом появились красочные пивные пробки, которые валялись на улице, и для игры оставалось только её начать. В некоторых местах их также безжалостно плющили, превращая в "чики". В современных микрорайонах городов, где много панельных домов распространена такая разновидность игры как "в сахарки" - разноцветными плитками облицовывающими панели. В современном мире потребления дети уже могут сами ничего не делать, все можно купить и кэпсы, и школьные анкеты, и пиротехнику (последнее может и к лучшему), но вообще это печально. В англоязычных странах слово кэп - пробка и было заимствованно для фишек - кэпсов. Но мы будем его использовать в традиционном значении.

Но вернемся к пробкам. Можно выделить четыре группы признаков: 1. Объективные признаки "А" группы . 2. Объективные признаки "The" группы 3. Субъективные признаки "А" группы. 4. Субъективные признаки "The" группы. Метафорические термины "А" группа" и "The" группа", взяты из английского языка, где эти слова означают определенный и неопределенный артикли. "А" - это когда говорят о вообще вещах, "The" - это когда говорят о конкретной вот этой вещи.

Объективные признаки - это те признаки изменение одного, из которых определяет наличие новой коллекционной единицы в коллекции. К ним следует отнести:

"А" группа:

  1. Изображение;
  2. Текст;
  3. Цвет;
  4. Наличие резьбы;
  5. Изображение на внутренней стороне пробки;

"The" группа:

  1. Завод изготовитель пробки;
  2. Тип прокладки;
  3. Внутренний боковой фон.

Для других коллекционеров могут оказаться другие признаки объективными, обсудим правильность выделения этих признаков как объективных.

Итак "А" группа. Изображение, текст и цвет - особый комплекс, все три параметра связаны друг с другом, но их можно и развести. Текст - это чистая информация в буквах и цифрах. Например, когда пивоваренный завод поменял форму собственности с АО на ОАО, что нашло свое выражение и на пробке, при этом могла добавиться лишь одна буква - это и означает, что поменялся тест. Если же поменялся размер шрифта, например, буквы, стали крупнее, или поменялся сам шрифт, тогда необходимо говорить об изменении изображения. Если цвет, тогда об изменении цвета. Можно и по другому развести: сначала на собственно текст и изображение - рисунок, затем каждый по цвету, размеру, типу. Но это громостко.

Этот комплекс самый проблематичный. С одной стороны, не будь его, не было бы смысла коллекционировать пробки, точнее, он бы был, но коллекционирование "п.п." не было бы таким популярным. С другой стороны, он сообщает нам не о пробке как таковой, а о той продукции, которую она закупоривала.

Еще один признак, который определяется предприятием изготовителем напитка - это наличие или отсутствие резьбы, соответственно и на пробке и на бутылке. Как в случае с изображением, текстом, цветом, этот параметр завод изготовитель не может сделать по своему усмотрению. Правда, чаще всего, даже если изобразительный комплекс остается тем же, но добавляется резьба, то такую пробку изготавливает другой завод, а значит, пробка меняется по многим параметрам.

Изображение на внутренней стороне пробки относительная редкость. Оно поддается описанию, как и основное изображение. Только обязательно необходимо указать функциональный характер изображения. Будь то декоративны, в отличии от идентификационного основного изображения, будь то игровой - лотерейный вариант. Иногда один тип лотерей встречается у пробок различных предприятий производителей напитков.

Теперь "The" группа - те признаки, которые говорят о пробке как о пробке - особой вещи, предназначенной закупоривать бутылки. Во-первых, это завод изготовитель пробок - клеймо завода. Клеймо может быть и не одно. Более того, его также можно рассмотреть как изображение, текст и цвет. Но это такая дифференциация, на которую может решится только сам коллекционер, мне она показалась излишней. А вот если завод поменял клеймо, это достаточное основание. Итак, главным, оказывается не сам завод, а наличие или отсутствие того или иного клейма на боку или прокладке. Во-вторых, это тип прокладки. Прокладки различаются по материалу, по способу крепления, и по профилю. И третий признак - это материал, из которого изготовлена сама пробка, здесь имеет смысл выделить лишь две крайности темный и светлый металлический сплав, о чем, и дает знать внутренний боковой фон.

Субъективные признаки "А" группы - это дополнительная информация о конкретной разновидности пробок, о бытовании этой разновидности пробки в жизнедеятельности человека. То есть пробка не сама по себе, а в её практической функциональности. Информация о продукции и производителе этой продукции, частью которой и была пробка. Это та информация, на которой в основном сосредотачивают внимание "бирофилы". Эту информацию можно разложить на следующие признаки:

  1. Страна;
  2. Город;
  3. Предприятие производитель напитка;
  4. Тип напитка;
  5. Тема изображения.

Со странной и городом всё понятно - это пространственная координата. Но опять таки, следует обратить внимание, это место не изготовления пробки, а место её применения по назначению. Предприятие изготовитель. Помимо, всем понятного, названия предприятия, типа собственности, типа производства необходимо выделить еще один признак - отношение предприятия к производимой продукции. Маркой продукции можно владеть, можно производить, можно разливать (продавать). Тема изображения. Это та информация, которую можно отнести к объективным признакам - изобразительному комплексу. Но в случае с изображение, текстом и цветом не встает вопрос о статусе изображаемого. Поэтому тема изображения это статус изображаемого, будь то это товарный знак, торговая марка, логотип или изображение, как атрибут определенной продукции или типа таковой.

Субъективные признаки "The" группы - это признаки описывающие именно эту пробку и только эту. К ним следует отнести граничащие с субъективной "А" группой такие как:

  1. Дата производства или срока годности;
  2. Знаки на прокладке и на боку;
  3. Фольга.

Кроме того:

  1. Степень сохранности пробки;
  2. Время появления в коллекции;
  3. Канал поступления.

После всего сказанного уместно поставить вопрос о пробках без изображения. С точки зрения бирофилии их коллекционирование возможно, но не так интересно и необходимо отслеживать связь пробки и напитка. С точки зрения кэпсофилии есть целый ряд признаков, по которым можно одну пробку без изображения отделить от другой. Изображением - цветом можно считать цветовой тон. Другое дело, что встает проблема его описания.

Выделение этих признаков служит нескольким целям. Во-первых, формированию коллекции; во-вторых, для описания; в-третьих, управлению коллекционным материалом. Каталогизация - это особая форма бытования информации. Это своеобразный итог коллекционной деятельности и инструмент, помогающий её осуществлять. Каталог это итог деятельности многих коллекционеров. Описание же коллекции это не только предварительный этап на пути создания каталога, но и итог индивидуальной коллекционной деятельности.

Современная компьютерная техника позволяет упростить процедуру описания, по крайней мере, она репрезентативно передает изобразительный комплекс. И всё-таки систему словесного описания разрабатывать необходимо. Как уже было сказано, вышеуказанные признаки уже можно положить в основу описания. Подведем итог.

О. п. "А" 1; 2; 3. Изображение; Текст; Цвет.

Изобразительная композиция п.п. - круг, предполагает ограниченное количество основных вариантов. Частично воспользуемся геральдической терминологией, рисунки будем называть фигурами, группу рисунков композицией из энного количества фигур. Частью фигуры может быть и текст, если это логотип, торговая марка или товарный знак. Итак, при описании изобразительного комплекса мы имеем дело с 4 основными
элементами: Фон, кольца, фигуры и текст. Информация о фоне сообщается в параметре цвет. Содержание текста в параметре текст. Итак существующие композиционные варианты. Верхняя часть пробки выделяется особым кругом: в круге. Если такового круга нет - то есть боковая часть пробки и верхняя окрашены в один цвет, тогда просто: на пробке. Далее указывается наличие колец. На боку, если до края то можно сказать в юбочке, если кольцо на боку не до края тогда, тогда можно сказать подпоясана. Кольцо на верхней основной части пробки: по краю, отделяющее текст (кольцо между рисунком в центре и текстом по кругу), ограничивающее текст (два кольца и по краю и отделяющее), подчеркивающее текст (широкое кольцо на котором и написан тест). Так или иначе, но кольцо оставляет нетронутой саму круговую композицию. Фигура и текст могут располагаться в центре, сверху, снизу, сбоку. И фигура и текст могут быть в рамке той или иной формы. Пользуясь геральдическими принципами, а пробка кое-чем похожа на щит - тот же метал, те же эмали, сначала необходимо указать фон, затем цвет будь то фигуры, текста или кольца и только затем их форму, и в случае текста его содержание. Этот вариант - не идеал, но он, так или иначе, позволяет хоть что-то сказать.

Пример описания: В зелено-белом ограничивающем кольце зеленое широкое кольцо с белым текстом, верхняя дуга: ПИВОВАРНИ ИВАНА ТАРНОВА; нижняя дуга: IVAN TARNOV BREWERY. В центральном белом кругу по центру черный с золотым краем курсивный текст: ТРИ МЕДВЕДЯ. В верху центрального круга по дуге мелкими буквами текст: ПИВО BEER; внизу по дуге мелкими буквами текст: СДЕЛАННО В РОССИИ.

О. п. "А" 3. Цвет.

О цвете следует сказать еще дополнительно. Кроме традиционных эмалей используются эмали под метал. И еще используется как способ нанесения изображения вариант теснения. Трудно описывать пробки без изображения, отделяя один оттенок от другого. Тем более в основном это металлические цвета.

О. п. "А" 4. Резьба.

Наличие резьбы указывается, её отсутствие нет.

О. п. "А" 5. Изображение на внутренней стороне пробки. Внутренняя сторона описывается как внешняя, но необходимо указать смысл изображенного, что, по сути, означает смысл игры или лотереи.

О. п. "The" 1. Завод изготовитель пробки.

  1. Если есть возможность поместить изображение клейма завода, хотя бы раз, нужно это сделать, а затем отсылать. Но можно и описать изображение клейма.
  2. Затем следует указать информацию о заводе.
  3. О. п. "The" 2. Тип прокладки.
  4. Указать тип крепления: вклеенная или вставленная.
  5. Указать материал: Пробковый дуб; Пористая белая резина; Белая резина; Прозрачная резина; Розовая резина. О том резина это или нет я не знаю, есть возможность уточнить, значит надо уточнить.
  6. Указать профиль прокладки. Представьте пробку, разрезанную пополам, посмотрев сбоку, мы увидим профиль прокладки. Необходимо заранее составить реестр таких профилей и затем лишь отсылать к ним.

О. п. "The" 3. Внутренний боковой фон.

Указать темный или светлый, иногда он с оттеночным  напылением: желтого, розового, золотистого, серебристого цветов.

С.п. "А" 3. Предприятие производитель напитка.

  1. Название предприятия.
  2. Тип собственности.
  3. Характер производства: завод, фабрика, цех.
  4. Отношение к продукции: предприятие владелец марки, изготовитель, продавец (только разливает).

Например, пиво жигулевское, марка пива известная, владельцем  ранее было министерство пищ. пром. СССР, а теперь кто? Или Кока  кола, или Пепси кола.

С.п. "А" 4. Тип напитка.

Указать тип напитка, который эта пробка закупоривала: Пиво;  Кола; Лимонад; Сода; Минеральная вода; Молоко; Водка и т.д. Или   общая для предприятия пробка.

С.п. "А" 5. Тема изображения.

Указать тему изображения: Товарный знак (?) - знак завода  производителя, который ставится на все товары; Торговая марка (?)  - знак идентифицирующий определенный товар; Логотип те же  товарный знак и торговая марка, но где главным оказывается текст,  написанный определенным образом; Юбилейная композиция   посвященная предприятию производителю или марке продукции;  Общая.

Вот пожалуй и всё.


Евгений Груздов
Новосибирск 1999г.