| Приколы о Пиве
| Карикатуры о Пиве
| Картины о Пиве
| Анекдоты о Пиве
| Пивные истории
| Пословицы о Пиве
| Винни Пух - любитель Пива
|
ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ ПИВНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
- Вы, чай, к нам?
- Мы, чай, к вам!
Народ
1. ВСТУПЛЕНИЕ
На Руси существует несколько традиционных форм пивной церемонии (П.Ц.), однако строго установлено лишь несколько:
- в домашних условиях, в уединении, в специальном пивном домике;
- в пивбаре, в окружении народа, за отдельным столиком;
- на природе, в траве, как придётся;
- (устаревшее) у бочки с пивом стоя.
Данное исследование посвящено исключительно первому, рожденному именно на нашей земле способу проведения П.Ц. Остальные формы в целом повторяют основные его правила.
Сложившиеся в течение царствования последних десяти императоров традиции в наше бурное время подвергаются постоянным нападкам и попыткам переосмысления в духе новейших западных веяний. Однако, в целом, наш народ, верный устным заветам предков, в лице лучших своих представителей свято следует путям устаканенным, овеянным легендами, описанным в литературе и пропитанным крепким народным духом.
2. ПИВНОЙ ДОМИК
Пивным домиком для участников П.Ц. служит кухня. Размеры её варьируются, но обычно составляют от 1,5 х 2 до 2 х 5 м. Эти параметры набрали силу во времена императоров Хру-Хру и Бре-Бре династии У.
Конструкция пивного домика связаны с эстетическими категориями «отдельная квартира», «сейчас приберу» и «в тесноте, да не в обиде», обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и буйного, личного и общественного. Окрашенное в тёмные (светлые) тона прошлое буквально сливается с неумолимо возникающим практически из ничего будущим.
Вход в чайный домик обычно узкий, ограниченный с одной стороны ванной комнатой. Это должно подчёркивать, что перед церемонией все равны – и худые, и те, кто пьёт пиво регулярно.
Важное значение придаётся освещению домика. Как правило, это одно окно. Кроме того, над столом должна висеть лампочка мощностью не более 60 Ватт. В древних трактатах говорится, что лампочка должна быть голой.
Пол в пивном домике обычно покрывают линолеумом. В помещении обязательно должна быть четырёхкомфорная плита (так, в силу традиции, в церемонии она участия не принимает).
3. ПРЕДМЕТЫ ПИВНОЙ ЦЕРЕМОНИИ
Утварь П.Ц. удивительно проста, но каждый предмет полон глубокого смысла:
- Бутылки,
- Кружки,
- Газета,
- Красивая открывашка,
- Пепельница,
- Стол,
- Холодильник,
- Умывальник,
- Мусорное ведро.
Все эти предметы должны составлять единый художественный ансамбль.
Обычное количество участников П.Ц. – три человека. Нет нужды рассказывать, что мудрое число 3 являет собой основу мироздания, самое возвышенное, самое устойчивое, самое целостное число, состоящее из цифр 1 и 2 (т.е. из хозяина и двух его гостей).
Материальные предметы, наличествующие на столе, также делятся на три категории: питьё (собственно пиво), закуска и аксессуары для потребления вышеперечисленного.
По исконно русской традиции в качестве закуски может выступать любая солёная (копчёная) рыба: тарань, щука, лещ, бычок, омуль, сёмга, корюшка, карась, плотва, ряпушка, хек и пр. А также раки, креветки, икра красная, кальмары омары и прочая морская живность.
Однако, согласно повсеместно принятому обычаю, который уже можно считать законом, закуской на столе ПЦ может быть исключительно вяленая астраханская вобла.
К теме данного исследования это не имеет отношения, но, наверное, стоит напомнить, что совместное вкушение рыбы для первых христиан носило сакральный характер.
В виде исключения, церемонии, посвящённые сладким воспоминаниям об ушедшей юности, сопровождаются поеданием ставриды холодного копчения под «Жигулёвское» пиво.
П.Ц. – явление глубоко национальное, нашенское. Поэтому во время церемонии подаются исключительно отечественные сорта пива.
Время, когда импортное пиво было праздником П.Ц., давно миновало, и в летописях Мастеров Церемонии оно называется «с-мутным».
Идеальным сосудом П.Ц. является пивная кружка. Плоская, с гранёнными сторонами или выпуклая, с пузатыми стенками. Поставленные рядом бокалы, ручками в разные стороны, призваны напоминать участникам П.Ц. о женщине-жене в позе «руки в боки», что способствует философскому отношению к жизни и, в определённой степени, умеренности.
Газета является атрибутом, наиболее эстетически и философски нагруженным смыслом, бутылками и закуской. Предмет, призванный распространять нематериальную субстанцию – информацию, наполняется материей – чешуёй и костями. Полезность газеты, как источника полуправды, исчезает полностью.
Участникам П.Ц. принципиально не важно, что написано в газете, тем более что она обычно старая. Для них не существует другого пространства и другого времени, церемония полностью завладевает их умами, душами, руками и ртом. Власть правительств, партий, команд, межнациональных корпораций и эстрадных звёзд оказывается эфемерной, и на бумажном кораблике газетных страниц уплывает по пивным рекам к едрене фене.
Красивая открывашка призвана открывать не только бутылки, но и новые горизонты. Поэтому приветствуется, чтобы она была привезена из дальних странствий по 1/6 части суши, например, из какого-нибудь города-курорта. Заграничные открывашки вызывают ненужные ассоциации, и при правильно организованной церемонии не используются.
На столе может стоять пепельница любой формы и цвета, только не хрустальная. Участники, желающие подчеркнуть аскетизм и целомудрие происходящего, могут пользоваться баночкой из-под рыбных консервов, мозгового горошка, говяжьей тушёнки. Банки из-под безалкогольных кол недопустимы.
Стол, чаще квадратной формы (около 1 х 1 м), располагается прямо у окна, рядом с батареей. Это символизирует свет и тепло, которые должны пролиться на участников действа.
В качестве стульев используются табуретки.
Сами участники располагаются с трёх сторон стола. Причём Мастер чистки рыбы занимает почётное место во главе.
П.Ц. не может обойтись без холодильника – белоснежного, символизирующего чистоту помыслов и хладнокровие участников.
Мусорное ведро служит напоминанием о бренности жизни и скоротечности её удовольствий. Ведро носит произвольную форму, но должно, по идее, за один раз вместить все пустые бутылки, окурки и скомканную газету с ошмётками рыбы.
Исключительно большое значение имеет умывальник. Именно над ним совершаются две непременные церемонии – сдувания пены и омовения рук пивом.
Главные враги П.Ц. – это вилки, ножи, салфетки, стаканы, водка, жёны и соседи.
4. НЕПОСРЕДСТВЕННО ЦЕРЕМОНИЯ
4.1. Подготовка
Русские люди тщательно культивируют каноны П.Ц., потому что она даёт им возможность эстетического, душевного и физиологического наслаждения.
Уже к середине XX в. П.Ц. превратилась в своеобразный ритуально-философский, возвышенно-приземлённый мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок разговоров, тостов и перекуров имеют своё особое, неповторимое значение.
Для проведения П.Ц. недостаточно одного желания. Обязательно должен присутствовать повод, без которого П.Ц. превращается в обыденное мероприятия под названием «пьянка». Нахождение повода испытанными мастерами церемонии также может стать высоким искусством.
Повод находится путём опроса всех будущих участников церемонии на предмет дней рождений, именин, крестин и прочих торжественных дат всех близких родственников. Если не удаётся найти повод столь простым способом, участники обращаются к настенному календарю (в идеале – это «Календарь памятных дат». К церковнославянским датам обращаться не принято, ибо сие есть непотребство, ересь и блуд).
В тех редких случаях, когда не находится даты типа «Дня изобретателя и рационализатора», участники обращаются к глубинам народной мудрости. В этом случае можно вспомнить, что плавающей праздничной датой является, например, «День граненого стакана». И хотя он не имеет прямой связи с П.Ц., но всё же создаёт соответствующее выходное настроение.
Идя в ногу со временем, современные участники П.Ц. всё чаще обращаются к помощи Интернета. Например, набрав в поисковике слова «праздники Таджикистана», можно обнаружить, что в этой стране ежегодно справляют 64 праздника.
Выбор хороших и полезных мировых праздников достаточно широк: от Дня дыни, до Дня присяги короля.
Повод позволяет в широкой мере варьировать содержание тостов и темы застольных бесед.
Хозяин посылает приглашение друзьям с помощью нехитрых фраз типа «Ну, так…», «Давно мы это…», «Да задолбало оно всё…» и пр.
Задача будущих участников церемонии – молча отвесить головами несколько кивков, говорящих о солидарности и общности намерений.
Отмечено, что в народной традиции П.Ц. любовно называется «пивка попить».
Перед приходом гостей хозяин протирает стол специальной тряпочкой и достаёт из кладовки (с антресолей) желательно слегка пожелтевшую от времени газету.
Гости собираются через 15—40 минут после назначенного времени. Традиционным считается опоздание того, кто отправился на поиски рыбы.
Перед отправкой в холодильник всё добытое пиво выставляется на стол. Каждый участник должен обязательно оценить число бутылок, потереть ладонь правой руки о ладонь левой руки и сказать священное слово «Ага-а-а». После того, как количество и качество пива произвели на участников должное впечатление, на столе оставляется не более трёх бутылок.
Главные добродетели П.Ц. – это три «Д»: Дружба, Душевный разговор и тост «Давай!»
Для начала стол должен быть идеально пуст. Это именно та пустота, которую и должны наполнить собою и принесённым с собою участники церемонии. Затем на стол стелется газета. В начале церемонии она придвинута к Мастеру чистки рыбы. По окончании ритуала чистки, газета передвигается в центр стола. Именно оттуда участники берут закуску. В случае необходимости, от угла газеты отрывается аккуратный кусочек бумаги, которым можно вытереть руки и/или рот.
Начинаться и заканчиваться П.Ц. может в любое время дня и ночи. Однако старинными канонами установлено оптимальное время её проведения: начало – к обеду, часиков этак в 12, а окончание – ближе к 2 часам ночи.
4.2. Рыба
Перед началом манипуляций с рыбой, Мастер Чистки берёт воблу за хвост и мягкими, но уверенными движениями ударяет ею об стол: три раза слабо, три раза сильно и опять три раза слабо.
Всякие сравнения с азбукой Морзе и сигналом «SОS» (три точки, три тире, три точки) тут просто неуместны, потому что наша традиция их азбук древнее.
Первый акт чистки рыбы, непродолжительный, но требующий сноровки – это отрывание «пёрышка». Мастера до сих пор спорят, с какого плавничка рыбы нужно начинать чистку – с правого или с левого, что, по их мнению, имеет высокий и глубокий смысл.
Пёрышко – это парадокс, начало и одновременно конец исчезновения рыбы. Перед глазами участников рыба ещё лежит в своей первозданной целостности, но на самом деле её уже практически нет, что и докажут ближайшие минут 20.
Легенды рассказывают, что существовали былинные богатыри, которые под одно пёрышко могли выпить пять бокалов пива.
Оторванные пёрышки Мастер Чистки вручает своим товарищам по пивопитию. Затем отделяется голова рыбы. Она откладывается в сторону. Её черёд (как и косточек, остатка хвоста и чешуи) наступит позже, когда мясо (в смысле рыба) будет съедено.
Затем осторожными движениями, стараясь как можно меньше использовать зубы, Мастер снимает кожуру. Она аккуратно складывается отдельно (см. выше). Виртуозы П.Ц. отделяют чешую от кожицы, полученную шкурку сворачивают в трубочку и жарят на открытом огне, наподобие пузыря (см. ниже).
Следует сказать, что самым, пожалуй, вкусным в рыбе является её подбрюшье, отмеченное нижним плавником. На усмотрение Мастера Чистки этот плавник может достаться самому почётному гостю, но чаще остаётся самому Мастеру.
Когда рыба лишена чешуи, наступает волнительный момент церемонии – Мастер берёт рыбу там, где её хвост разделяется на две части и одним решительным движением руки отделяет спинку (тёшу) от рёбер. Это движение доступно не каждому, но только тот, кто ему научился, может считать себя настоящим Мастером чистки.
Спинка отделяется от центральной кости, рёбра делятся вдоль на две части. Хвост отрывается и достаётся гурманам.
До конца неизвестны истоки традиции жарить пузырь. Видимо, это пережитки древнего обычая жертвенного сжигания (воскурения) кусков пищи, чтобы задобрить богов (см., например, «Илиаду» Гомера в издании для детей с картинками). Кстати, от жертвы леща произошло слово «улещать».
Пузырь осторожно накалывается на спичку. Другой спичкой он снизу жарится до появления коричневой корочки. По вкусу напоминает амброзию. Поедание пузыря должно сопровождаться ритуальными причмокиваниями и нечленораздельной фразой «М-м-м-м…».
Рыбы должно быть немного, поэтому слова «уесться», «укушаться» и «ужраться» имеют совершенно иное значение.
4.3. Пиво
Изначально для П.Ц. в домашних условиях использовалось разливное пиво, которое приносилось на церемонию в трёхлитровых бутлях в авоське.
Сегодня эта традиция отошла в прошлое. Но жива, жива память о древнем обычае отойти с бокалом чуть в сторону от места разлива и отстоя и со всего размаху резко сдуть пивную пену. Поэтому истинные ценители ритуала аккуратно сдувают пену в умывальник.
Церемония предполагает, что участники при первом тосте обязательно должны сдвинуть бокалы и чокнуться по русскому обычаю. Повторное и дальнейшие чоканья производятся только после свежего налива.
Каждый выпитый бокал сопровождается выкуренной сигаретой (папиросой). Пепельница обычно опорожняется только тогда, когда окурки в неё уже не помещаются.
Отдельным ритуалом является поочерёдное, облегчающее душу посещение отхожего места. Эта тема ещё ждёт своего исследователя.
Использование нецензурной лексики является непременным, хотя и не обязательным условием проведения П.Ц.. Объём данного рода слов нарастает одновременно с выпитым пивом, и при наличии достаточно количества янтарного напитка постепенно полноценно заменяет все другие слова.
Беседы во время П.Ц. должны касаться исключительно высокого. Приветствуются такие темы как искусство жить, спорт, бабы и уморительные приключения после пьянок.
Традиция любой ПЦ – это максимально возможный запас пива. Однако участники церемонии заранее знают, что никакого запаса всё равно не хватит. Поэтому по согласию участников («так, я схожу») один из них обязательно приносит свежую порцию. Это вносит в церемонию свежую струю и служит началом её окончания.
Заканчивается ПЦ торжественным омовением рук пивом. Историки ПЦ приписывают это естественному отсутствию воды и желанию избавиться от лёгкого рыбного аромата, однако философы ПЦ видят в этом глубокие, праязыческие корни.
Как и участники японской чайной церемонии, гости, по идее, должны уметь регулировать своё поведение с лёгкостью, достоинством и изяществом. Хотя чаще всего, в силу климатических условий, традиций и национального менталитета всё получается наоборот, зато потом есть что вспомнить.
Собрал и обработал древние легенды И.Лосинский
Классика пивного юмора:
| Почему мы любим пиво
| Почему стоит пить Пиво на pаботе
| Почему оно лучше женщин
| Почему оно лучше мужчин
| Почему оно лучше чем все остальное
| Инструкция по возможным неполадкам
| Что есть ОС? - ПИВО!
|
| Приколы о Пиве
| Карикатуры о Пиве
| Картины о Пиве
| Анекдоты о Пиве
| Пивные истории
| Пословицы о Пиве
| Винни Пух - любитель Пива
|
|