Представьте себе, что Вы в центре, например, Мюнхена, Кёльна или Нюрнберга. Попросите кого-нибудь завязать Вам глаза и раскрутить на месте. Затем сделайте шагов двадцать, не больше. И теперь попытайтесь догадаться, у входа чего Вы окажетесь. Разумеется, это будет пивная.
Вы задаётесь вопросом, а в чём же разница между отечественным потреблением пива и зарубежным. Мне же видится, что глубоко копаться и не надо, ибо ответы лежат на поверхности.
Пивное многообразие
Прежде всего, за рубежом поражает многообразие пивных заведений, да и сортов пива. Приезжая в Хельсинки на поезде или наоборот уезжая из Хельсинки, я всегда захожу в Pullman бар, что находится на втором этаже железнодорожного вокзала. Замечательное заведение, стилизованное под традиционный английский бар, обладает на редкость уютной атмосферой и, что самое главное, стойкой с неимоверным количествам пивных кранов. В свое последнее посещение я насчитал пятнадцать различных сортов разливного пива начиная с темного мюнхенского Ховброя и заканчивая реал-элем от Лондон Прайд, при этом цены такие же, как и в других пивных города. В ожидании поезда можно посидеть, почитать газету, неспешно выпить кружку, другую хорошего пива, съесть незамысловатый, но вкусный при этом стейк с картошкой.
Не могу вспомнить ни одного подобного привокзального бара в России. Их просто не существует в природе. В лучшем случае, это будет какая-то пластиковая барная стойка или ролл-бар и такая же пластиковая мебель. Стеклянные стаканы – редкость, а еда… Да, Вы сами знаете, какая еда у нас на вокзалах.
А именно из обстановки, сервиса, качества напитков и еды и складывается т.н. культура пития. Лично у меня не возникает никакого желания сидеть и пить пиво в грязном «шалмане», а, увы, подавляющее большинство пивных заведений в нашей стране можно охарактеризовать именно так. Конечно, надо отдать должное: в столицах и крупных городах за последние десять лет ситуация несколько выровнялась, появилось много «пиво-ориентированных» баров, пабов, ресторанов. Однако, как правило, они по непонятной причине изначально недоступны по стоимости широкой публике. Цены запредельны, как если бы это был ресторан с мишеленовскими звёздами, а не пивная.
И тут кроется одна из серьёзнейших проблем: достойных пивных у нас мало, а те, что есть, слишком дороги.
Стоимость разливного пива
В Берлине в районе Мите, недалеко от Александр Платц находится одна из многих мини-пивоварен города – ГеоргБрой. Набор из свиной ножки с картофельным салатом, тушёной капустой и гороховым пюре с кружкой пива и рюмкой шнапса обойдётся в девять с половиной Евро. Спрашивается почему? Почему в стране, в которой выше стоимость электричества, аренды помещений, сырья, выше налоги и зарплаты персонала, посидеть в баре доступней, чем в Москве, Петербурге, Челябинске или Новосибирске?
Почему в Германии могут существовать студенческие пивные т.н. «Айн Ойро Кнайпе», где в приличной обстановке за одно Евро можно съесть сосиску и за одно Евро можно выпить стаканчик какого-нибудь местного пива?
Все без исключения пивные за рубежом демократичны и разумны. Их нехватка или, даже можно сказать, отсутствие породили в нашей стране такое парадоксальное явление, как уличное потребление. Раньше в советские времена горнистами называли приверженцев чернильного портвейна, сейчас, как ни прискорбно, в России «из горла» пьют в основном пиво. Увы и ах, доля разливного пива у нас едва достигает 5%, при этом в большинстве европейских стран эта цифра выше 60%.
Нормальный европеец, если только это не какой-нибудь люмпинизированный панк, на улице или в общественном транспорте пиво из горлышка пить не станет. В этом нет никакой необходимости, всегда можно найти ближайший бар с удобным креслом и приемлемой ценой.
Бутылочное пиво за рубежом также покупают, но для домашнего и загородного, а вовсе не уличного «применения». Пиво на ходу от метро до подъезда или под грибком на детской площадке низвергает его до какого-то плебейского уровня. А между тем пивовары вкладывают в свою работу столько знаний и усилий, чтобы придать пиву определённый цвет, вкус, аромат. Удовольствия от всего этого лишает себя уличный потребитель. А пиво, поверьте мне, достойно большего.
Киоск, ларёк, палатка…
Вне всякого сомнения, культура пития не складывается только лишь из стоимости пива. Есть ещё один чудовищный фактор, провоцирующий уличное потребление, - это ларёк. Нам всем некогда, мы все куда-то торопимся. Но есть он, его величество ларёк, который попадается нам на пути по дороге с работы, а для кого-то - и на работу. Анахронизм середины девяностых увековечил себя в нашем сознании, есть суть квинтэссенция современного алкогольного потребления. Абсурдно, но в ларьке можно купить не только дешёвое пиво в пластиковой бутылке, но и сорта, которые называют себя супер-премиальными. Во всём мире существуют киоски, в них продают газеты, жевательную резинку, лимонад и прочие невинные вещи. Но трудно себе представить ларёк, продающий пиво в Праге или Лондоне.
Для истинного ценителя пива ларёк представляется основным источником зла, из которого исходят три серьёзные угрозы.
Во-первых, ларёк порождает само по себе пивное бескультурье.
Во-вторых, совершенно непонятно, как пиво хранится в ларьке. Продавец ушёл домой, включив свет. Если на дворе зима, то пиво замёрзнет за ночь, если лето – то наоборот нагреется. И то, и другое губительно для вкуса пива. Но ларёчника это мало интересует. Иными словами, покупая пиво в киоске, Вы играете в лотерею. Никогда не угадаете, какого качества Вам подсунут продукт, но Вы невольно соглашаетесь на это.
И в третьих, ларёк – первопричина подросткового алкоголизма. Ни в магазине, ни в универсаме, ни в баре пиво подростку не продадут. Но ларьки живут в каком-то параллельном от нравственности пространстве. Обусловлено это безнаказанностью. Лично я постоянно ругаюсь с продавцами, пытаюсь стыдить их, когда вижу, что они продают пиво подросткам. Но что я могу? Никаких контролирующих прав у меня, как у прохожего, нет. А контроль должен быть, им должны заниматься и наша милиция, и Роспотребнадзор. Но ведь продавцу из ларька всё как с гуся вода. Максимум, что ему грозит по статье 14.16 КоАПа, - это штраф от 2000 до 3000 рублей. Ну, не смешно ли это?
Законотворец знает проблему, но почему-то вместо того, чтобы усилить контроль над продажей пива, он начинает бороться с ветряными мельницами, всего лишь ограничивая рекламу. Исключили образы людей и животных в рекламе, ограничили рекламу по времени, сделали предупредительные надписи о вреде чрезмерного потребления и убрали наружную рекламу со стадионов. Изменилось ли что-нибудь с продажей пива несовершеннолетним? Статистика показывает, что вовсе нет.
Так может быть следует устранить причину? Ну, зачем же… Гораздо проще сотрудникам ФАС ходить с линейкой и измерять надписи. «У вас предупредительная надпись о вреде пива не 10 мм, а 9,8. Заплатите штраф!» Всё свелось именно к этому.
Вот и приходится самим пивоварам создавать программы «18+», «Пивные дозоры», чтобы хоть как-то привлечь общественное внимание к проблеме.
Совсем недавно я съездил с семьёй в Хельсинки. Пока бегали по магазинам, устали. Зашли в пивной бар с названием «Кайсла». На часах было 18:03. Девушка («барменша») вышла из-за барной стойки и извинилась передо мной в том, что не может нас обслужить. Я был с десятилетней дочерью, а после шести вечера вход ребёнку в заведение, где подаётся алкоголь, и нет горячей пищи, в Финляндии запрещён.
Вы спрашиваете меня, в чём разница в потреблении у нас и у них? Так вот именно в этом.
Я хочу, чтобы у нас было также уютно, разнообразно и вкусно, доступно и качественно. И я не хочу, чтобы у нас пиво продавали детям.
Юрий Катунин |