ЧЕХАМ НЕ НРАВИТСЯ ТУРЕЦКОЕ ПИВО
Очередное разбирательство вокруг пивной марки
Иван Гидаспов
Известия, 11.03.2000, с. 4
Чешские пивовары требуют через суд убрать с
российско-турецкого пива пива "Efec" слово "пилзнер", якобы являющееся
чешской маркой. Однако, "пилзнер" давно используется в Европе для
обозначения сортов светлого пива и подобные притязания никогда не
удовлетворялись, например, в Германии. Скорее, судебное разбирательство
в Москве призвано подогреть интерес к настоящему чешскому пиву, утраченный
из-за бурного развития отечественного пивоварения и банальной пассивности
чехов в формировании своей доли на российском пивном рынке.
29 марта Московский арбитражный суд рассмотрит иск
чешского АО "Пивоваренная компания Плзенски Праздрой" к ЗАО "Пивоварня
Москва-Эфес" о запрете использования торговой марки "Пилзнер". Чехия
производит пивоваренную продукцию под маркой "Пилзнер" с 1842 года.
В конце 90-х годов пивоваренная продукция марки "Пилзнер" в ограниченных
объемах поставлялась в Россию. К этому времени былая любовь к чешскому
пиву сошла на нет, сменившись устойчивым интересом к местным сортам
популярного напитка. Впрочем, чехи обиделись не на русских, а на турков.
Летом прошлого года на промышленной окраине Москвы, в Бирюлеве, была
введена в эксплуатацию "Пивоварня Москва-Эфес". Совместный русско-турецкий
проект предусматривал выпуск нескольких традиционных сортов пива,
в том числе "Эфес-Пилзнер". Не согласившись с использованием турецкой
пивоваренной компанией марки "Пилзнер", чешская компания обратилась
в Арбитражный суд с иском о запрете использования этой торговой марки.
По словам специалиста отдела маркетинга ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес"
Олега Пуловалова, название "пилзнер" воспринимается как название сорта
пива. На этикетке слово "пилзнер" переводится как светлое. Этот иск
- запоздалая претензия на долю пивного рынка России. К сожалению,
чехи опоздали с инвестициями, и эту нишу занял турецкий "Эфес". Для
России патентные скандалы уже не новость. Правда, заканчиваются они
по-разному. Например, в прошлом году вокруг торговой марки "Сибирская
корона" (производитель - омский завод "Росар") развернулось патентное
разбирательство. Его инициатором выступил производитель пива Corona
Extra - мексиканская компания Grupo Modelo. Grupo Modelo потребовала
от "Pocapa" прекратить выпуск пива "Золотая корона" из-за схожести
названий торговых марок. Тем более что зарегистрировали они ее в 1993
году, а сибиряки прошли регистрацию "Золотой короны" только в 1996-м.
В итоге мексиканцы разбирательство проиграли. Зато свою тяжбу с другими
российскими заводами уверенно выигрывает самарское АО "Жигулевское
пиво". У волжан родилась идея стать монопольными обладателями прав
на легендарное "Жигулевское". После серии судов упрямые самарцы заставили
прекратить выпуск этого пива на Останкинском, Бадаевском и ряде региональных
пивных заводов. Что касается чешского иска, то, как показывает мировая
практика, прибрать к рукам "пилзнер" будет очень тяжело. Существует
огромный список брендов, где есть слово "пилзнер". Чешская компания
неоднократно оспаривала права немецких пивоваров в использовании этого
слова. Но суды Германии выносили определения в пользу соотечественников.
Как будет в России - неизвестно. Все зависит от позиции судей. Но
в любом случае в Москве готовы к долгому разбирательству и не намерены
проигрывать сразу. КОММЕНТАРИЙ "ИЗВЕСТИЙ" Введенная в эксплуатацию
летом 1999 года московская пивоварня начала варить пиво под международной
маркой "Эфес" в традиционном исполнении - "Эфес-Пилзнер", крепкое
пиво "Эфес Экстра", темное "Эфес Дарк", а также новое пиво под локальной
маркой "Старый мельник". Пиво "Эфес" занимает больше 90% турецкого
рынка и экспортируется в 40 стран мира, в число которых до сих пор
входила и Россия. Инвестором пивного проекта выступила турецкая "Анадолу
групп". "Сварено в России, чтобы быть ближе" - под таким рекламным
лозунгом турки борются за своего потребителя.
назад >>
|
|