|
||||||||||||||||||||||||||||||
Советские сорта пива в кинематографе. Часть 1. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Несколько заметок о советском пиве в советском же (и постсоветском) кинематографе были написаны мною в разное время для моей страницы в Живом Журнале. Решил собрать их все здесь, в одном месте. |
||||||||||||||||||||||||||||||
«Весна на Заречной улице» - художественный фильм снятый в 1956-м году режиссерами Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым. Основные съемки проводились в Запорожье, частью в Одессе. Фильм был снят черно-белым, но был колоризирован и ниже приведены кадры из цветной версии. В фильме хорошо и подробно показано как продавали пиво в 50-х годах - в типичном пивном ларьке-палатке. Видна система розлива из деревянной бочки с пивом, видна традиционная форма пивных кружек тех лет. Виден и основной контингент потребителей пива, ведь сюжет фильма крутится вокруг крупного металлургического комбината и вечерней школы для заводских трудяг. Кружки показанные в фильме - с ручкой под два пальца. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Ну и не только разливным пивом жил в то время советский человек, но и бутылочным. В сцене посиделок, хорошо видны бутылки «Жигулевского» с классической желто-синей этикеткой-кольереткой закрытые кронен-пробками без рисунка (очевидно алюминиевыми), видна и пивная кружка и она кстати, уже под три пальца. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Запорожский пивзавод начали строить сразу после войны, в 1946-м году, запустили в эксплуатацию в 1950-м. Ну и если «Жигулевское» именно Запорожского пивзавода, то этикетка должна быть такая: | ||||||||||||||||||||||||||||||
«Королева бензоколонки» - художественный комедийный фильм, снятый на студии им. А. Довженко в 1962-м году. Фильм снят на территории реально существовавшей в то время АЗС в украинском городе Пирятин (Полтавская область) на трассе Киев - Харьков. Снимать картину начал молодой режиссер Николай Литус, но закончил работу Алексей Мишурин, актрису на главной роли тоже заменили - эстонскую актрису Терье Луйк сменила Надежда Румянцева. По сюжету фильма, при бензоколонке имеется буфет и в этом буфете - с пивом все нормально! (хотя главная героиня и обвиняет буфетчицу в том, что пиво у нее кислое). Имеется и разливное пиво (хорошо видно как работает система розлива того времени), имеется и бутылочное (отлично видно этикетки «Жигулевского» стандартного желто-синего раскрасса), видны типичные пивные кружки того времени. Эпизод с батюшкой - просто шедеврален: - Мне два по сто и в одну посудину и огурчик. - В одну посудину не положено по инструкции. - К полумерам - не привык! |
||||||||||||||||||||||||||||||
Полтавский пивзавод запущен только в 1965-м году, так что «Жигулевское» скорее какого-то из Киевских пивзаводов, и этикетка вероятно такая: | ||||||||||||||||||||||||||||||
«Дайте жалобную книгу» - художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1964-м году режиссером Эльдаром Рязановым. По сюжету, в Москве работает ресторан «Одуванчик», который пользуется у посетителей дурной славой. Журналист газеты «Юность» Никитин и директор ресторана Шумова пытаются переоборудовать старомодный ресторан в современное молодежное кафе. В итоге, пройдя все перипетии бюрократизма, они достигают своей цели. Здесь, конечно, шедевральна сцена где Рина Зеленая (пожилая певица в ресторане «Одуванчик») исполняет романс, а знаменитая троица - Трус, Балбес и Бывалый (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов) с умилением ее слушают. При этом весь стол заставлен бутылками с пивом «Двойное Золотое» (очевидно пивзавода имени Бадаева). Отлично видно этикетку с двумя кольцами, отлично видно фирменную бутылку оригинальной закрученной формы емкостью 0,33 литра. На других кадрах из ресторана эта бутылка тоже видна, так что я не понимаю в чем претензии к «Одуванчику», по крайней мере пиво «Двойное Золотое» там не переводится, а достать его тогда было довольно сложно! Ну и диалог троицы хорош: - Он главное спрашивает - почему вы пьете? - Хм. Не пьет один верблюд, житель пустыни. - И рыба копченая не пьет, а чего ей пить - она сама закуска. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Этикетка сорта "Двойное Золотое" от пивзавода имени Бадаева того времени была такая: | ||||||||||||||||||||||||||||||
«Берегись автомобиля» - черно-белая детективная трагикомедия, снятая в 1966-м году режиссером Эльдаром Рязановым на киностудии «Мосфильм». Фильм был колоризирован и приведены кадры из цветной версии. Конечно, все помнят сцену в пивбаре и «фирменное» пиво что там подают. Фильм снимался в Москве, но какой именно пивбар показан в фильме - неизвестно (мнение что это пивная «Яма» / «Ладья» что располагалась в полуподвальном помещении на углу Столешникова переулка и Пушкинской улицы - ошибочно, я сам там бывал и вход там совершенно другой). Сами сцены в баре возможно вообще снимали в павильоне, но как разливалось пиво и как мылись кружки отлично видно в кадре. Форма кружек тоже весьма специфична для своего времени. Фирменная закуска состоит из воблы и соленых сушек, ну а «фирменное» пиво - это «ёрш»... |
||||||||||||||||||||||||||||||
Теперь, расскажу про фильм в котором мелькает единственное баночное пиво времен СССР - «Золотое кольцо». Фильм снят как раз в 1980-м году, годе московской Олимпиады, когда это пиво активно производилось. Но удивительно, что это за фильм - это научно-фантастическая дилогия «Через тернии к звездам»! Фильм снят на Ялтинском филиале Киностудии имени М. Горького режиссером Ричардом Викторовым по сценарию Кира Булычева. Банку с пивом разливают на звездолете «Астра» в сцене прощания с профессором Прулем (существом в виде осьминога) когда он прибывает на родную планету Океан. Дело происходит в 2222-м году. Из банки правда льется рубиновая жидкость почти без газа, больше похожее на красное вино, чем на светлое пиво коим «Золотое кольцо» являлось. В прочем банка повернута стороной где название не видно, но вроде проглядывает плотность 13%, слово Lager или значок «Аэрофлота» (были такие версии банок специально для розлива в самолетах «Аэрофлота»). Кроме пива, видна упаковка и отдельные пластинки Апельсиновой жевательной резинки (ее тоже начали производить к Олимпиаде'80). Так что по мнению авторов фильма - пластинки с апельсиновой жвачкой и баночное пиво для советских зрителей - это просто научная фантастика!!! | ||||||||||||||||||||||||||||||
Разрезанная банка сорта "Золотое кольцо": | ||||||||||||||||||||||||||||||
«Брестская крепость» - российско-белорусский (нескольких студий) художественный фильм 2010-го года режиссера Александра Котта. Пожалуй один из самых сильных фильмов о войне за последние годы. Постарались, в меру возможностей, воссоздать правдивую историю защиты Брестской крепости. Показали все - от паники и трусости до героизма и самопожертвования. Нет излишней «чернухи», чем грешат многие современные фильмы, но и фальшивого пафоса советских фильмов тоже удалось избежать. Герои выписаны вполне хорошо, игра актеров на уровне. Основное внимание уделено судьбам отдельных людей, а не героизму безликих «масс». Много достаточно жестких и кровавых кадров, но это не смакуется и вписывается в картину вполне гармонично. Пиротехники поработали не плохо. Особых ляпов не замечено, немецкие танки похожи на Т-III, а вермахт вооружен в большинстве своем все таки винтовками, а отнюдь не «шмайсерами». Кстати, о деталях. В одной из сцен хорошо видно какое пиво продавали в Брестской крепости: |
||||||||||||||||||||||||||||||
Это «Столичное» московского пивзавода имени Бадаева (по крайней мере не известно подобных довоенных этикеток других заводов, а этикетка точно довоенная, на сохранившихся экземплярах можно прочесть дату заказа печати в типографии, это 40-й год). Правда бутылка явно не та, это современная поллитровка дизайна как у Криницы (да и современная кронен-пробка не к месту), а в то время разливали в бутылки 0,6, хотя этот сорт мог быть и в 0,3. «Столичное» - это самый дорогой и элитный сорт пива в СССР. Он имел 23% плотности и 7,5% алкоголя по весу (то есть 9,4% по объему - «Балтика 9» со своими 8% - просто отдыхает...). Хотя довоенная версия этого сорта имела «всего» 19% плотности. Так что очень сомнительно что это пиво могло продаваться в Брестской крепости, его и в Москве скорее всего продавали только в «элитных» местах. Но все равно приятно, что авторы фильма старались быть точными даже в мелочах. Кстати, правее пива стоят бутылки с сидром, что тоже сомнительно, хотя работы по созданию советских сидров велись со второй половины 30-х, в продаже они скорее всего появились только после Войны. | ||||||||||||||||||||||||||||||
«Бумажный солдат» - российский драматический фильм режиссера Алексея Германа-младшего снятый на «Ленфильме» в 2008-м году с участием и других кинокомпаний. Давно хотел посмотреть эту картину, а тут президент питерского клуба коллекционеров Петр Бондаренко написал, что он консультировал авторов этого фильма о пивных этикетках бывших в 1961-м году. Так что посмотрел фильм и с целью увидеть насколько точно соблюли историю авторы и в таких мелочах, как «правильные» пивные этикетки. Сначала о фильме. Если «Брестская крепость» - это реализм, то этот фильм - типичный арт-хаус. Мне фильм напомнил работы Киры Муратовой. Хотя в фильме рассказывается о подготовке отряда космонавтов - это самое не важное в фильме, это просто фон на котором главные герои постоянно что-то говорят, а все присутствующие в кадре их не слушают, а тоже выражают свои мысли. Получается этакая какофония мыслей - от вполне серьезных до бессмысленной болтовни. Главный герой рассуждает о героике эпохи, женщины, что им наплевать на космос, а хочется просто жить, а интеллигенция плачется о невыносимости «совка». И если в «Брестской крепости» тема сталинских репрессий звучит еле-еле, то здесь это основная канва, все постоянно говорят о лагерях, о том когда каких родственников посадили, да и сами лагеря между делом тоже показали. Отсюда излишний пессимистический посыл, кто-то еще надеялся что полеты в космос все изменят, а в результате ничего не изменилось, главный герой верящий в космос погиб, а остальные по большей части навострили лыжи за рубеж... Ну и о пиве. В одной из сцен отлична видна этикетка «Останкинское» Останкинского пивзавода (пьют его в деревне близь Москвы, что правдоподобно): |
||||||||||||||||||||||||||||||
Этикетка действительно использовалась в 61-м, но прокол в том, что кадры, в котором герои пьют пиво, происходит через 10 лет после основных событий, то есть в 1971-м году, а вот тогда этикетки были уже совсем другие и тут авторы «лоханулись». К тому же «Останкинское» - темный сорт пива, а по кадрам видно, что пиво скорее светлое и разливалось оно в бутылку 0,33 л., а не в 0,5 как в фильме (так как сорт был «элитным»). Опять же, приятно что авторы фильмов пытаются быть точными даже в мелочах, но раз уж взялись за это дело, то надо быть внимательными до конца. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вторую часть смотрите здесь... | ||||||||||||||||||||||||||||||
|